Дальний восток

СММ озабочен планами ООО «Кутынская ГГК» по освоению Кутынского месторождения на западном берегу Охотского моря

9 Ноября 2020

   Совет по морским млекопитающим (СММ) озабочен планами ООО «Кутынская ГГК» и АО «Полиметалл УК» использовать акваторию Ульбанского залива для доставки грузов морским транспортом при освоении Кутынского золоторудного месторождения, поскольку рост антропогенной нагрузки в данной акватории окажет существенное негативное воздействие на охотоморскую популяцию гренландского кита (Balaena mysticetus).[1]

   По результатам многолетних исследований установлено, что Ульбанский залив Охотского моря является исключительно важным летним местообитанием для этой крайне малочисленной и охраняемой популяции гренландского кита. В течение безледового периода в заливе концентрируются самки с детенышами-сеголетками, перешедшие к самостоятельному образу жизни детеныши и молодые особи. На входе в залив, в окрестностях мыса Укурунру, расположен основной район кормления китов, проводящих лето в Шантарском районе.

   В настоящее время разрабатывается государственная Стратегия по сохранению охотоморской популяции гренландского кита. В документе Ульбанский залив указывается критическим местообитанием, требующим срочной разработки и внедрения мер по сохранению этой популяции, в частности, создания в нем ООПТ. Ключевые решения для сохранения популяции – ограничение уже ведущейся хозяйственной деятельности и запрет на дальнейшее увеличение антропогенной нагрузки на акваторию. Планируемое усиление транспортной нагрузки на эту акваторию недопустимо.

   Помимо гренландского кита, акваторию Ульбанского залива активно используют и другие виды морских млекопитающих. Летом здесь регулярно кормится занесенная в Красную Книгу косатка (Orcinus orca) плотоядной популяции. Белуха (Delphinapterus leucas) образует крупное резидентное репродуктивное скопление численностью около двух тысяч особей: животные здесь активно питаются, рожают детенышей и выкармливают потомство. Тюлень лахтак (Erignathus barbatus) в качестве кормового местообитания использует вершину залива и мелководные бухты, одной из которых является бухта у м. Заржецкого, где и планируются погрузочно-разгрузочные работы золотодобывающей компании. В значительных количествах в заливе встречаются два других вида настоящих тюленей: ларга (Phoca largha) и кольчатая нерпа (Phoca hispida).

   Ульбанский залив также является важным водно-болотным угодьем и местом гнездования ряда охраняемых видов птиц.

   В распоряжении СММ имеются схемы дорог и морских так называемых «входных баз» (ВБ) Тугур и Ульбан, предполагаемых к использованию ООО «Кутынская ГГК» для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в период морской навигации.
Рисунок 1. Фрагмент схемы планируемых автозимников и дорог ООО «Кутынская ГГК». Границы участка месторождения отмечены красным, входная база (ВБ) «Ульбан» и дорога к ней от участка – зеленым, ВБ «Тугур» и дорога к ней – голубым цветом. Оригинальный рисунок дополнен красными стрелками (пояснение ниже в тексте).

   

    Общественные слушания по Материалам оценки воздействия на окружающую среду и проектной документации "Разработка месторождения Кутынское открытым способом. 1-я очередь. Горнотранспортная часть" и Общественные слушания по Материалам оценки воздействия на окружающую среду и проектной документации «Горно-перерабатывающий комплекс на месторождении Кутынское» проводились 02.07.2020 г. в с. Чумикан. В представленных Материалах информации о входной базе «Ульбан» и морском способе доставки грузов через Ульбанский залив не было, но в устном обсуждении представители компании признали, что именно такая транспортная логистика рассматривается как основная на период навигации. СММ по итогам проведения общественных слушаний выразил свою озабоченность планами ООО «Кутынская ГГК» и АО «Полиметалл УК» по использованию акватории и побережья Ульбанского залива для морских перевозок грузов, направив письма с вышеизложенной аргументацией в Администрацию Тугуро-Чумиканского района (14.07.2020 г.), АО «Полиметалл УК» и Министру природных ресурсов и экологии России Д.Н. Кобылкину (20.08.2020г). В своих ответах Администрации района и СММ руководство АО «Полиметалл УК» сообщило, что проведет оценку планируемой деятельности в части морских перевозок в акватории Ульбанского залива и, в соответствии с просьбой Совета, рассмотрит альтернативные логистические решения по доставке грузов. АО «Полиметалл УК» также заверило, что «предприятие ООО «Кутынская ГГК» не вело и в настоящее время не осуществляет работы по расчистке и (или) оборудованию берега для приема грузов в Ульбанском заливе».

   Недавно в СММ поступили фото- видеоматериалы, отснятые в августе-сентябре 2020 г. на побережье Ульбанского залива в местах, которые мы отметили красными стрелками на Рисунке 1: левая стрелка указывает на место, где сфотографирована дорога (Рис. 3), правая стрелка указывает на мыс Заржецкого и устье р. Талим 2-й, планируемое расположение ВБ «Ульбан» (Рисунки 4 и 5).

   СММ обеспокоен тем фактом, что по северной стороне кутовой части Ульбанского залива и на м. Заржецкого в местах, обозначенных на схемах ООО «Кутынская ГГК» как ВБ «Ульбан» и дорога к ней, проведены горно-транспортные работы и установлены топливные цистерны. Хотя непосредственно на береговой линии залива не отмечено ведущихся или уже проведенных работ, подъезд к местоположению ВБ «Ульбан» уже имеется, и в местоположение ВБ «Ульбан» уже доставлены топливные цистерны. Возникает вопрос, на основании каких разрешений и с какой целью проводились работы по расчистке дороги и площадок на м. Заржецкого? Налицо – отсутствие комплексности оценки воздействия на окружающую среду в представленных на экспертизу Материалах ОВОС.

   Еще в июне 2020 г. Хабаровское краевое отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» (ВООП) совместно с Амурским филиалом WWF России инициировали процесс проведения общественной экологической экспертизы проектной документации объекта "Разработка месторождения Кутынское открытым способом. 1-я очередь. Горнотранспортная часть". ООО «Кутынская ГГК» представила в ВООП необходимые документы только 15 октября, после получения положительного заключения на объект Государственной экологической экспертизы федерального уровня. WWF России и ВООП считают, что компания сознательно уклонилась от общественной экологической экспертизы перед проведением ГЭЭ, затянув с предоставлением документов общественной организации. СММ поддерживает намерение WWF России и ВООП разобраться в законности действий ООО «Кутынская ГГК» и готов предоставить все имеющиеся в распоряжении фото- и видеоматериалы и, при необходимости, экспертов по морским млекопитающим для работы общественной экологической экспертизы.

     

[1] Охотоморская популяция гренландского кита включена в Красную Книгу Российской Федерации с категорией 1 (находящиеся под угрозой исчезновения) и Приоритетом I, требующим незамедлительного принятия комплексных мер охраны (Приказ Министерства природных ресурсов № 162 от 24.03.2020 г.). Распоряжением Минприроды России №19-р от 15.06.2020 г. охотоморская популяция гренландского кита включена в созданный в рамках нацпроекта «Экология» Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции (Распоряжение Минприроды России №26-р от 29.08.2019 г.).
Международный Союз охраны природы (IUCN) в обновленной Оценке состояния охотоморской популяции гренландского кита в Красном Списке (Red list, 2018) указал на возможную тенденцию снижения и без того крайне низкой численности (менее 200 половозрелых особей) этих китов и на необходимость повышения природоохранного статуса популяции до CR (находящиеся в критическом состоянии), если дальнейшие исследования эту тенденцию подтвердят.