СММ озабочен планами ООО «Кутынская ГГК» по освоению Кутынского месторождения на западном берегу Охотского моря
Дальний восток

СММ озабочен планами ООО «Кутынская ГГК» по освоению Кутынского месторождения на западном берегу Охотского моря

9 ноября 2020

   Совет по морским млекопитающим (СММ) озабочен планами ООО «Кутынская ГГК» и АО «Полиметалл УК» использовать акваторию Ульбанского залива для доставки грузов морским транспортом при освоении Кутынского золоторудного месторождения, поскольку рост антропогенной нагрузки в данной акватории окажет существенное негативное воздействие на охотоморскую популяцию гренландского кита (Balaena mysticetus).[1]

   По результатам многолетних исследований установлено, что Ульбанский залив Охотского моря является исключительно важным летним местообитанием для этой крайне малочисленной и охраняемой популяции гренландского кита. В течение безледового периода в заливе концентрируются самки с детенышами-сеголетками, перешедшие к самостоятельному образу жизни детеныши и молодые особи. На входе в залив, в окрестностях мыса Укурунру, расположен основной район кормления китов, проводящих лето в Шантарском районе.

   В настоящее время разрабатывается государственная Стратегия по сохранению охотоморской популяции гренландского кита. В документе Ульбанский залив указывается критическим местообитанием, требующим срочной разработки и внедрения мер по сохранению этой популяции, в частности, создания в нем ООПТ. Ключевые решения для сохранения популяции – ограничение уже ведущейся хозяйственной деятельности и запрет на дальнейшее увеличение антропогенной нагрузки на акваторию. Планируемое усиление транспортной нагрузки на эту акваторию недопустимо.

   Помимо гренландского кита, акваторию Ульбанского залива активно используют и другие виды морских млекопитающих. Летом здесь регулярно кормится занесенная в Красную Книгу косатка (Orcinus orca) плотоядной популяции. Белуха (Delphinapterus leucas) образует крупное резидентное репродуктивное скопление численностью около двух тысяч особей: животные здесь активно питаются, рожают детенышей и выкармливают потомство. Тюлень лахтак (Erignathus barbatus) в качестве кормового местообитания использует вершину залива и мелководные бухты, одной из которых является бухта у м. Заржецкого, где и планируются погрузочно-разгрузочные работы золотодобывающей компании. В значительных количествах в заливе встречаются два других вида настоящих тюленей: ларга (Phoca largha) и кольчатая нерпа (Phoca hispida).

   Ульбанский залив также является важным водно-болотным угодьем и местом гнездования ряда охраняемых видов птиц.

   В распоряжении СММ имеются схемы дорог и морских так называемых «входных баз» (ВБ) Тугур и Ульбан, предполагаемых к использованию ООО «Кутынская ГГК» для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в период морской навигации.
Рисунок 1. Фрагмент схемы планируемых автозимников и дорог ООО «Кутынская ГГК». Границы участка месторождения отмечены красным, входная база (ВБ) «Ульбан» и дорога к ней от участка – зеленым, ВБ «Тугур» и дорога к ней – голубым цветом. Оригинальный рисунок дополнен красными стрелками (пояснение ниже в тексте).

   

    Общественные слушания по Материалам оценки воздействия на окружающую среду и проектной документации "Разработка месторождения Кутынское открытым способом. 1-я очередь. Горнотранспортная часть" и Общественные слушания по Материалам оценки воздействия на окружающую среду и проектной документации «Горно-перерабатывающий комплекс на месторождении Кутынское» проводились 02.07.2020 г. в с. Чумикан. В представленных Материалах информации о входной базе «Ульбан» и морском способе доставки грузов через Ульбанский залив не было, но в устном обсуждении представители компании признали, что именно такая транспортная логистика рассматривается как основная на период навигации. СММ по итогам проведения общественных слушаний выразил свою озабоченность планами ООО «Кутынская ГГК» и АО «Полиметалл УК» по использованию акватории и побережья Ульбанского залива для морских перевозок грузов, направив письма с вышеизложенной аргументацией в Администрацию Тугуро-Чумиканского района (14.07.2020 г.), АО «Полиметалл УК» и Министру природных ресурсов и экологии России Д.Н. Кобылкину (20.08.2020г). В своих ответах Администрации района и СММ руководство АО «Полиметалл УК» сообщило, что проведет оценку планируемой деятельности в части морских перевозок в акватории Ульбанского залива и, в соответствии с просьбой Совета, рассмотрит альтернативные логистические решения по доставке грузов. АО «Полиметалл УК» также заверило, что «предприятие ООО «Кутынская ГГК» не вело и в настоящее время не осуществляет работы по расчистке и (или) оборудованию берега для приема грузов в Ульбанском заливе».

   Недавно в СММ поступили фото- видеоматериалы, отснятые в августе-сентябре 2020 г. на побережье Ульбанского залива в местах, которые мы отметили красными стрелками на Рисунке 1: левая стрелка указывает на место, где сфотографирована дорога (Рис. 3), правая стрелка указывает на мыс Заржецкого и устье р. Талим 2-й, планируемое расположение ВБ «Ульбан» (Рисунки 4 и 5).

   СММ обеспокоен тем фактом, что по северной стороне кутовой части Ульбанского залива и на м. Заржецкого в местах, обозначенных на схемах ООО «Кутынская ГГК» как ВБ «Ульбан» и дорога к ней, проведены горно-транспортные работы и установлены топливные цистерны. Хотя непосредственно на береговой линии залива не отмечено ведущихся или уже проведенных работ, подъезд к местоположению ВБ «Ульбан» уже имеется, и в местоположение ВБ «Ульбан» уже доставлены топливные цистерны. Возникает вопрос, на основании каких разрешений и с какой целью проводились работы по расчистке дороги и площадок на м. Заржецкого? Налицо – отсутствие комплексности оценки воздействия на окружающую среду в представленных на экспертизу Материалах ОВОС.

   Еще в июне 2020 г. Хабаровское краевое отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» (ВООП) совместно с Амурским филиалом WWF России инициировали процесс проведения общественной экологической экспертизы проектной документации объекта "Разработка месторождения Кутынское открытым способом. 1-я очередь. Горнотранспортная часть". ООО «Кутынская ГГК» представила в ВООП необходимые документы только 15 октября, после получения положительного заключения на объект Государственной экологической экспертизы федерального уровня. WWF России и ВООП считают, что компания сознательно уклонилась от общественной экологической экспертизы перед проведением ГЭЭ, затянув с предоставлением документов общественной организации. СММ поддерживает намерение WWF России и ВООП разобраться в законности действий ООО «Кутынская ГГК» и готов предоставить все имеющиеся в распоряжении фото- и видеоматериалы и, при необходимости, экспертов по морским млекопитающим для работы общественной экологической экспертизы.

     

[1] Охотоморская популяция гренландского кита включена в Красную Книгу Российской Федерации с категорией 1 (находящиеся под угрозой исчезновения) и Приоритетом I, требующим незамедлительного принятия комплексных мер охраны (Приказ Министерства природных ресурсов № 162 от 24.03.2020 г.). Распоряжением Минприроды России №19-р от 15.06.2020 г. охотоморская популяция гренландского кита включена в созданный в рамках нацпроекта «Экология» Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требующих принятия первоочередных мер по восстановлению и реинтродукции (Распоряжение Минприроды России №26-р от 29.08.2019 г.).
Международный Союз охраны природы (IUCN) в обновленной Оценке состояния охотоморской популяции гренландского кита в Красном Списке (Red list, 2018) указал на возможную тенденцию снижения и без того крайне низкой численности (менее 200 половозрелых особей) этих китов и на необходимость повышения природоохранного статуса популяции до CR (находящиеся в критическом состоянии), если дальнейшие исследования эту тенденцию подтвердят.