События

Официальная позиция Совета по морским млекопитающим по ряду острых вопросов, касающихся изучения, сохранения и использования морских млекопитающих

6 Декабря 2018
Автор: Анастасия Данишевская

В настоящее время назрел ряд серьёзных проблем по некоторым вопросам изучения, отлова и использования морских млекопитающих.
Вопросы сохранения и использования водных биологических ресурсов, к которым относятся морские млекопитающие, и среды их обитания регулируются в основном Федеральными законами от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и целым рядом подзаконных актов.

   В России изучение видов морских млекопитающих с целью оценки численности, состояния популяций и управления ресурсом осуществляют два федеральных ведомства. Сохранение, в том числе и изучение, редких и находящихся под угрозой исчезновения водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в соответствии с пунктом 5.5. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, и Порядком ведения Красной книги Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 23.05.2015 № 306, возложено на Минприроды России; сохранение, изучение, рациональное использование и воспроизводство водных биологических ресурсов и среды их обитания в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 444, возложено на Росрыболовство и подведомственные ему НИИ.

   Около 30 лет назад в СССР закончился массовый коммерческий забой китов и тюленей. С тех пор для обоснования промысловых квот и системы изъятия морских млекопитающих не проводится масштабных плановых исследований. Расформировано большинство профильных лабораторий Росрыболовства (осталось всего 3 из 12 ранее существовавших лабораторий в подведомственных научно-исследовательских институтах).

   Не менее плачевная ситуация складывается и с видами, занесёнными в Красную книгу Российской Федерации. Как только вид или популяция морского млекопитающего попадает в список Красной книги России, он исключается из списка видов для исследований у рыбопромысловой науки (Росрыболовство), а федерального финансирования для полноценного исследования редких видов/популяций у Минприроды России нет.
В настоящее время только малая часть популяций и всего лишь нескольких видов морских животных полноценно исследуется в России, причем преимущественно не за счёт государственного финансирования (главным образом, за счет поддержки нефтяных компаний, нескольких российских неправительственных организаций и международных научных грантов).

   Из-за отсутствия современных данных, неизвестно, какое воздействие на этих животных оказывает усиливающаяся хозяйственная деятельность на шельфе России, загрязнение вод, глобальные изменения климата, а также изъятие некоторых видов для нужд российских дельфинариев и океанариумов или продажи за рубеж. При этом Россия является участницей целого ряда международных соглашений и конвенций, в том числе касающихся водных биологических ресурсов (Конвенция СИТЕС, Тегеранская конвенция, двусторонние соглашения по Охране окружающей среды и др.)

   Из вышеизложенного следует, что Россия НЕ МОЖЕТ полноценно выполнять как национальные, так и международные обязательства по охране и использованию морских млекопитающих без современного уровня исследований и мониторинга состояния популяций этих животных.

   Для каждого ресурсного (промыслового) вида ежегодно устанавливаются квоты на изъятие. В настоящее время в России морские млекопитающие из природы могут изыматься в следующих случаях:
- для нужд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – серый и гренландский киты, белуха, тихоокеанский морж, несколько видов тюленей;
- для разных хозяйственных нужд (в том числе для зоопарков, океанариумов и пр. так называемых культурно-просветительских целей) и для научно-исследовательских целей – все ресурсные (промысловые) виды.

   Большинство популяций всех ресурсных (промысловых) видов в России изучены плохо. Биологическое обоснование при расчете ОДУ практически всех популяций базируется на данных, полученных ещё в советский период исследований, которые часто представляют собой «экспертную оценку» тоже для тех времен, т.е. не основанную на достоверной оценке численности и не актуальную на сегодняшний день. Потенциальный ущерб от изъятия видов не может быть оценен в связи с отсутствием необходимых данных.
  
   Другой тревожный аспект в использовании морских млекопитающих в плане отлова живых особей – несоответствие вылова заявленным целям. Отловленные для научных или культурно-просветительских целей животные в большинстве случаев сразу после периода адаптации продаются за границу. Таким образом, жители России не получают научных знаний или просветительских мероприятий, заявленных в качестве цели отлова. Фактически животные отлавливаются для продажи (коммерческие цели). Их цена на зарубежном рынке составляет от десятков тысяч до нескольких миллионов долларов за особь. На сегодняшний день только Россия и Япония экспортируют диких китообразных.

   Отловы живых особей, в подавляющем большинстве случаев, осуществляются в удалённых регионах. Система контроля процесса отлова на местах совершенно не налажена. Нередко на местах отсутствуют государственные инспектора для его контроля, отлов ведётся с высоким риском для жизни животных, часто отлавливаются группы, в которых присутствуют матери с детёнышами, происходит гибель животных, которая не является форс-мажорными обстоятельствами, и при этом нигде не фиксируется, не учитывается и не указывается в отчетах о вылове. Детенышей моржа нередко отлавливают только после отстрела матери.

   Содержание в неволе. Животные, которые остаются в российских дельфинариях и океанариумах, нередко содержатся в недопустимых условиях, приводящих к повышенному уровню заболеваемости и смертности. Нынешнее законодательство не содержит нормативно-правовых актов, регулирующих условия содержания морских млекопитающих в неволе, а потому доказать эту самую «недопустимость условий» невозможно.

   В настоящее время отсутствуют надёжные методы контроля и идентификации морских млекопитающих в дельфинариях. Повсеместно обнаружены манипуляции с индивидуальными чипами животных, например, для сокрытия смерти официально приобретённых тихоокеанских афалин и подмены их нелегально отловленными (браконьерство) черноморскими афалинами, занесенными в Красную книгу Российской Федерации. Также, в случае смерти животного в некоторых дельфинариях используется нелегальный «довылов»: без документов отлавливаются новые особи, которыми и заменяются погибшие звери.

   В России остро назрела необходимость решения проблемы организации реабилитации и возврата в естественную среду обитания морских млекопитающих, пострадавших от незаконного отлова (браконьерства), чрезвычайных ситуаций, связанных с природным и антропогенным воздействием (разливами нефти, травмирование в орудиях рыболовства и пр.).

   Совет по морским млекопитающим не раз обращал внимание на необходимость актуализации нормативно-правовой базы в части сохранения и использования морских млекопитающих. Это особенно важно в связи с проводимыми в настоящее время изменениями в законодательстве о животном мире, в частности внесением поправок и дополнений в действующие ФЗ «О животном мире» и ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также ФЗ «Об ответственном обращении с животными» и другие законодательные акты. Совет считает необходимым:

•    безотлагательно провести доработку и утверждение совместными ведомственными нормативно-правовыми актами «Правил охраны и промысла морских млекопитающих», утвержденных Министерством рыбного хозяйства СССР в 1986 г и частично действующих до настоящего времени, «Правил содержания и использования морских млекопитающих в неволе» (подготовлены и переданы Советом в Минприроды России в 2014 г.) и «Инструкции и методических указаний по мерам снижения воздействий на крупных китообразных при осуществлении хозяйственной деятельности» (подготовлены и переданы Советом в Минприроды России в 2016 г.);

•    разработать и закрепить эффективную систему идентификации и контроля содержащихся в неволе морских млекопитающих (например, сделать обязательной генетическую паспортизацию каждого содержащегося в неволе животного, как это сделано для тигров и белых медведей);

•    доработать «Правила отлова и транспортировки китообразных для научно-исследовательских, культурно-просветительских и иных
непромысловых целей», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 166, включив в них все виды морских млекопитающих с указанием, что животные, отловленные в культурно-просветительских целях, вывозиться за пределы территории России не могут. Регулирование отлова живых особей морских млекопитающих для «контрольных и научно-исследовательских целей», для «учебных и культурно-просветительских целей» должно быть пересмотрено с учётом дальнейших целей содержания и/или использования животных;

•    актуализировать Правила использования конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2003 № 304, так как в настоящее время не определен их правовой статус (Росимущество не может оплачивать содержание конфискованных морских животных в неволе, так как воспринимает их только как «недвижимость» и не имеет прав и средств для компенсации затрат на их содержание – кормление, ветеринарное обслуживание и перевозку; государственные органы вынуждены обращаться за помощью в коммерческие учреждения, что влечет за собой соответствующие процессуальные, юридические и финансовые нарушения, готовит почву для коммерческого использования конфискованных животных);

•    совместно со всеми заинтересованными организациями, включая такие государственные органы как МЧС России, Минтранс России и Ростуризм, инициировать разработку Правил поведения на воде для различных рекреационных структур (вейлвотчинг, морские виды спорта, туризм, прогулки и пр.);

•    обязать надзорные ведомства проводить обязательный контроль на всех этапах отлова морских млекопитающих и разработать систему общественного контроля для обеспечения его объективности и прозрачности.

                                                                                                           ПРАВЛЕНИЕ СОВЕТА